Градостроительное значение:- особая градостроительная (центральная) роль здания в формировании застройки исторической части города (Городища) – крепости, сооруженной на рубеже XIV-XV веков;- перспектива, визуальные точки обозрения и силуэт церкви: с ул. Горидище, вдоль ул. Набережной, с противоположного берега реки Сухоны, со стороны Советского пр., ул. Красной, пл. Коммуны; - роль здание как одной из высотных доминант в застройке набережной реки Сухоны.Объёмно-пространственная и конструктивная схема:- сильно вытянутое в плане с востока на запад одноэтажное здание, симметричное по продольно-осевой композиции, состоящее из: одноглавого квадратного в плане четверика храма с примыкающей с восточной стороны более узкой полукруглой апсидой, с западной стороны – узкой протяженной трапезной и паперти, служащей основанием колокольни с открытым ярусом звона, с примыкающими к ней с северной и южной сторон палатками;- исторические конструкции (тип, конструкции и материал):•фундамент*;•наружные и внутренние капитальные стены – кирпичные;•металлические связи;•перекрытия в исторических отметках: четверик храма, перекрытый сомкнутым восьмилотковым сводом, диагональные лотки, покоящиеся на тромпах; трапезная – коробовым сводом; апсида – полусомкнутым сводом; паперть – сомкнутым сводом; боковые палатки и колокольня – плоскими перекрытиями по деревянным балкам;•кирпичная внутристенная лестница, расположенная в толще северной стены паперти и ведущая на колокольню;•междуэтажная деревянная лестница, ведущая на ярус звона колокольни;•конструктивная схема и материал стропил (дерево);•историческая конфигурация кровель: четверик храма и паперть, покрытые четырёхскатными кровлями; ротонда, расположенная над четвериком храма, – купольной кровлей с изогнутыми гранями; апсида – полукруглой кровлей по типу вальмовой; трапезная и палатки – двускатными кровлями; ярус звона колокольни – восьмискатной кровлей; ротонда, расположенная над ярусом звона колокольни – купольной кровлей; свесы кровель, оформленные подзорами;•завершения: четверик храма, увенчанный главой с крестом, расположенной на восьмигранном барабане; колокольня, завершенная высоким шпилем с фигурной нижней частью, устроенным на восьмигранном барабане, и крестом;•покрытие кровель: фальцевое кровельное железо с покраской; историческое цветовое решение покрытия*;•полы: деревянные, дощатые, по деревянным балкам; в помещениях паперти и алтаря – вымостка белокаменными плитами (50х50 см);- размеры здания:•технология возведения: из большемерного кирпича 29х15х8 см (10к+10шв=89 см) на известковом растворе с затиркой швов под побелку;•основные габариты плана*: 35,0х11,0 м;•высотные отметки*;- характер и расположение входов в здание: через проём на западном фасаде паперти.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- внешний облик исторического объёма здания и его частей, декоративное убранство фасадов:•цоколь, выделенный уступом от поверхности стен;•раскреповка стен северного и южного фасадов четверика храма вытянутыми вертикальными прямоугольными нишами с размещенными в них окнами; углы и простенки выступающих частей решены в виде пилястр, несколько меньшей ширины;•подоконный пояс северного и южного фасадов четверика храма;•горизонтальные прямоугольные ниши-ширинки под окнами северного и южного фасадов четверика храма;•антаблемент четверика храма, включающий в себя архитрав, образованный напуском рядов кирпича, фриз, занятый прямоугольными горизонтальными нишами, и карниз с городками, поддерживающими обломы;•ротонда, расположенная над четвериком храма;•восьмигранный барабан четверика храма с гранями, декорированными в основании килевидным кокошником; объем барабана, завершённый венчающим карнизом;•венчающие карнизы трапезной, апсиды и палаток, образованные напусками рядов кирпича с проходящим под ними на некотором расстоянии декоративным поясом, образованным несколькими рядами кирпича;•углы объемов паперти и палаток, подчёркнутые лопатками с несколько сужающейся нижней частью;•простые наличники окон, образованные небольшим выступом кирпича;•треугольные фронтоны в завершении стен паперти и палаток, подчеркнутые напуском трех рядов кирпича; тимпаны, прорезанные круглыми окошками;•венчающий карниз паперти, образованный напусками рядов кирпича с рядом треугольных декоративных элементов, с протянутым под ним с отступом декоративным поясом;•ниши, расположенные по бокам от фронтона паперти, на северном и южном фасадах;•квадратный ярус звона колокольни со срезанными диагонально углами и ризалитно выделенными большими гранями;•квадратные и прямоугольные ниши нижней, отделенной простым фризом, части яруса звона колокольни;•лопатки, фланкирующие проёмы яруса звона колокольни, с покоящимся на них архивольтом арки;•вытянутые прямоугольные ниши на малых диагональных гранях яруса звона колокольни;•плоский антаблемент яруса звона колокольни, венчающий стены;•ротонда, расположенная над ярусом звона колокольни;•малый восьмигранный барабан, расположенный над куполом ротонды яруса звона колокольни и имеющий декор, схожий с декором барабана четверика храма;- характер отделки стен – известковая обмазка, побелка;-исторический колер фасадов и декоративных элементов – белый;- местонахождение, форма, тип перемычек, размер, оформление, исторический материал оконных и дверных проёмов, расстекловка рам; материал столярных заполнений – дерево;- материал и рисунок исторических кованых решёток в оконных проёмах.Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания:- историческая планировка здания в капитальных стенах;- историческое расположение и габариты дверных проёмов, материал заполнений (дерево), оформление заполнений;- лепная розетка, расположенная по центру свода помещения паперти;- тянутый штукатурный фриз, проходящий по периметру откосов оконных и дверных проёмов, в основании свода четверика храма;- характер отделки стен: штукатурка, живопись на стенах, сводах и откосах.*сведения могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования, историко-архитектурных и архивных изысканий при разработке проекта реставрации и приспособления объекта к современному использованию и прочих материалов, служащих основанием для уточнения таких сведений.
Приказ Министерства культуры Российской Федерации «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Старое городище «Варлаамия», XIV в. (Вологодская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (№ 17340-р от 2015-11-13)
Постановление Совета Министров РСФСР "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (№ 1327 от 1960-08-30)
Номер в реестре: 351540296630006
Учетный номер: 35-59492
Время создания: XIV в.