Собор Успения

Градостроительное значение:- местоположение и градостроительная роль здания в формировании планировочной и композиционно-пространственной структуры квартала;- здание как высотная доминанта в застройке исторического квартала;- перспектива и визуальные точки обозрения, силуэт собора: с ул. Ленина,                        ул. К. Маркса, ул. Малозёмова, ул. III Интернационала, ул. Фрунзе;- с архитектурной точки зрения - элемент комплекса церквей прихода Успения Божией Матери.Объёмно-пространственная и конструктивная схема:- вытянутое в плане с востока на запад одноэтажное здание, симметричное по продольно-осевой композиции, состоящее из пятиглавого четырёхстолпного крестово-купольного четверика храма с примыкающими с восточной стороны  равной по ширине трёхчастной апсидой, с западной стороны – притвором с папертью под навесом, опирающимся на кирпичные колонны, с устроенным в юго-западном углу четверика храма (наверху) приделом;- исторические конструкции (тип, конструкции и материал):•фундамент*;•наружные и внутренние капитальные стены – кирпичные;•четыре кирпичных столба в помещении четверика храма с опирающимися на них сводами;•металлические, кованые связи;•перекрытия в исторических отметках: притвор, перекрывающийся коробовым сводом с лотком с западной стороны; своды церкви коробовые; придел, перекрытый сомкнутым сводом с расположенным под ним парусным сводом; помещение,  предназначенное для часов, перекрытое полулотковым сводом;•кирпичные внутристенные лестницы;•конструктивная схема и материал стропил (дерево);•историческая конфигурация кровель: четверик храма, завершённый четырёхскатной* кровлей; апсида – полукупольными кровлями; притвор – двускатной, выступающей над папертью в виде навеса и опирающегося на колонны, кровлей;•завершения: четверик храма, увенчанный пятью широко расставленными, тяжеловесными световыми барабанами с массивными пучинистыми луковичными главами, увенчанными металлическими крестами, центральный – кованый, с сиянием, на растяжках; центральная глава – большая по размерам;•покрытие кровель и глав: кровли четверика храма – фальцевое кровельное железо, трёхчастной апсиды и глав – металлическое покрытие «в шашечку»; историческое цветовое решение покрытия*;•полы*;- размеры здания:•основные габариты плана (включая притвор)*: 18х30 м;•высотные отметки*;- характер и расположение входов в здание: главный – в притворе и два боковых перспективных портала, расположенных на северном и южном фасадах четверика храма.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- внешний облик исторического объёма здания и его частей, декоративное убранство фасадов:•широкие, слабо выступающие лопатки, завершённые тонким профилированным пояском, членящие фасады четверика храма на неравные  прясла;•северо-западные угловые лопатки гипертрофированных размеров с напуском кирпичей в верхней части;•тонкие архивольты килевидных кокошников четверика храма (по три на каждом фасаде, неравных размеров), с плоскостью, слитой с плоскостью стен;•рамочные килевидные киоты, помещённые в поле центральных кокошников всех фасадов четверика храма;•перспективные порталы с коробовым очертанием архивольтов и килевидным завершением, обрамляющие входные проёмы северного и южного фасадов четверка храма; тяги обрамления порталов кирпичные, базы, капители и дыньки – из белого камня;  сильно вытянутые дыньки, имеющие различную порезку в пределах одного портала, профили баз – из мелких упрощенных обломов;•пилястры, помещённые между полукружиями апсиды;•пояс орнаментальной кирпичной кладки в завершении стен апсид, состоящий из лент поребрика, бегунца и прямоугольных впадин;•узкая карнизная тяга и пояс впадин (у малых барабанов – пятиугольной формы, у среднего – сдвоенные и в верхней части заострённые, с поперечными элементами) в верхней части гладких барабанов;•декоративное решение основания барабанов*;•цокольная часть притвора, выделенная уступом от поверхности стены; •лопатки с узкими филёнками на углах притвора;•плоские наличники оконных проёмов притвора с выступающим прямоугольными элементами под наличником и «ушками» в верхней части наличника, увенчанные полукруглыми кокошниками сдвоенной формы;•две колонны паперти с упрощенными базами и капителями, поставленные на кубические постаменты;- характер отделки стен*;-исторический колер фасадов и декоративных элементов – белый;- местонахождение, форма*, тип перемычек, размер*, оформление, исторический материал оконных и дверных проёмов, расстекловка оконных рам;- откосы оконных проёмов;- материал и рисунок исторических решёток в оконных проёмах.Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания:- историческая планировка здания в капитальных стенах;- историческое расположение и габариты дверных проёмов, материал заполнений, оформление заполнений;- перспективный портал с коробовым очертанием архивольтов и килевидным завершением, обрамляющий входной проём, ведущий из помещения притвора в помещение четверка храма; тяги обрамления портала кирпичные, базы, капители и дыньки – из белого камня;  сильно вытянутые дыньки, имеющие различную порезку, профили баз – из мелких упрощенных обломов;- деревянный резной с позолотой и скульптурой четырёхъярусный шестичиновый иконостас, имеющий небольшие завороты на северную и южную стену и завершённый Распятием;- подлинные иконы и скульптуры* (согласно приложению 2 к настоящему приказу);- деревянные одноярусные резные с позолотой пристенные и пристолпные киоты;- деревянная резная с позолотой напрестольная сень;- три исторических медных паникадила на железных кованых цепях;- деревянный резной иконостас придела;- колокол, помещённый под портиком паперти и представляющий выдающийся образец художественного литья XVI века*;- характер отделки стен и столбов*.*сведения могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования, историко-архитектурных и архивных изысканий при разработке проекта реставрации и приспособления объекта к современному использованию и прочих материалов, служащих основанием для уточнения таких сведений.Приложение 2 к приказу Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области _____________  №  ______Опись* икон и скульптур, расположенных в объекте культурного наследия федерального значения «Собор Успения», 1563 г., расположенного по адресу: Вологодская область, г. Белозерск, ул. Карла Маркса (уточнённый адрес: Вологодская область, г. Белозерск, ул. К.Маркса, д. 43)По главному иконостасу храма (иконы местного ряда, с севера на юг).Праздничный ряд (с севера на юг)1Рождество Богородицы 16 в.2Введение во храм16 в.3Рождество Христово16 в.4Крещение (Богоявление)16 в.5Сретение16 в.6Благовещение16 в.7Преображение16 в.8Вход в Иерусалим16 в.9Икона Распятие 16 в.10Сошествие во ад16 в.11Уверение Фомы16 в.12Преполовение16 в.13Троица 16 в.14Положение во гроб 16 в.15Успение16 в.Пядничный ряд (между местным и праздничным)1отсутствует2Собор Святых20 в.3Вседержитель19 в.4Богоматерь20 в.5Богоматерь «Умиление»6Николай Чудотворец7Богоматерь «Казанская»8«Успение» (над вратами)20 в.9«Троица»17- 18 в.10Спас (оплечный) 17 в. (?)11Богоматерь «Умиление»18 в. (?)12Кирилл Белозерский17 в. (?)13Крещение16 в. (?)14Спас15БогоматерьГоловки ангелов 8 штукДеисусный ряд1Григорий Богослов16 в.2Василий Великий16 в.3Апостол Петр (в зеленых одеждах)16 в.4Архангел Михаил ( в красных одеждах)16 в.5Богоматерь (в коричневом покрове)16 в.6Вседержитель в ковчеге16 в.Над царскими вратами7Иоанн Предтеча (светло-коричневые тона)16 в.8Архангел Гавриил (в голубых одеждах)16 в.9Апостол  Павел16 в.10Иоанн Златоуст16 в.11Николай Чудотворец16 в. 2 скульптуры коленопреклоненных ангеловПророческий ряд, поясной (слева – направо)1Воздвижение крестаВ картушах между 2 рядами2Сошествие святого духа3Захария Серповидец16 в.4Сюжет не установлен16 в.5Аввакум16 в.6Пророк Исайя16 в.7Пророк Даниил16 в.8Сюжет не установлен16 в.8Пророк Моисей16 в.10Пророк Давид16 в.11Соломон16 в.12Самуил16 в.13Илия16 в.14Елисей16 в.15Иеремия16 в.16Иезекиль16 в.17Софония16 в18Иаков16 в.19Сюжет не установлен16 в.Праотеческий ряд (18 икон)Фигуры поясные на чеканных фонах; иконостас дополнен в 18 в. при его переделке. Написаны, ориентировочно, в конце 17 в.Распятие (в завершении главного иконостаса)18 в.4 иконы в картушах (сюжет не установлен)6 вазонов2 ангела с крестами (скульптуры)Иконы в главном алтаре (на стенах, в простенках и откосах окон).В юго-восточном углу иконостас с 4 иконами и несколько большемерных рам с остатками икон – всего 4 иконы, в приделе фрагменты резных деталей больших размеров.Иконы в главном храме.Юго-западный столб, северная сторона (снизу вверх)1Сюжет не установленВнизу, икона утрачена на 3/42Спас Нерукотворный18 в.В центре большая3Святой ?18 в.Над Спасом три небольшие  слева направо4Чудо Георгия о змие18 в.5Богоматерь Тихвинская19 в.6Дмитрий Солунский16 в.Большая на столпе из деисусного ряда7 СпасВ завершении киота иконы Дмитрия Солунского8Книга скрижалей 18 в.В картуше на стенке ложиИз ветхозаветного ряда9Сюжет не установленВ картуше над  ложей вверху Скульптуры головки ангелов 2 штукиЮго-западный столб над ложей (восточная сторона)1Сюжет не установленВ картуше на стене ложи2Сюжет не установленВыше ложи на крышеЮго-западный столб, западная грань (снизу вверх)1отсутствуетНижняя рама2Саваоф18 в.3Богоматерь Владимирская17 в.Над Саваофом  3 небольшие иконы4Спас оплечный17 в.5Богоматерь Одигитрия18 в.Скульптуры головки ангелов 2 штукиЮго-западный столб, южная грань (снизу вверх)1отсутствуетНижняя рама2Вход в Иерусалим18 в.В центре большая3Святитель Николай18 в. (?)Над Входом в Иерусалим 3 небольшие слева направо4Богоматерь Знамение18 в. (?)5Богоматерь Тихвинская 18 в.6Лот18 в.В картуше на стене ложи  овальная.Из ветхозаветного рядаСкульптура головка ангела 1 штукаСеверо-западный столб, северная грань (снизу вверх)1отсутствуетВ нижней раме2Богоматерь Знамение18 в.большая3Сюжет не установленНад Богоматерью  небольшие слева направо4Пантелеймон5Сюжет не установлен6Царь Соломон На стенке ложиИз ветхозаветного рядаСкульптуры головки ангелов 2 штукиСеверо-западный столб, западная грань (снизу вверх)1отсутствуетВ нижней раме2София премудрость Божия18 в.Большая в центре3Спас оглавный18 в.(?)Над Софией 3 небольшие слева направо4Богоматерь Казанская18 в.5Богоматерь Умиление18 в.Скульптура головка ангела 1 штукаСеверо-западный столб, южная грань (снизу вверх)1отсутствуетВ нижней раме2Всех ангелов воинство18 в.Большая в центре  3Богоматерь Умиление18-19 в.Над большой иконой 3 небольшие слева направо в ряд4Богоматерь Одигитрия18-19 в.5Сюжет не установлен6Георгий18 в.На стене столпа из деисусного ряда7Сюжет не установленВ  завершении киота Георгия8НавуходоносорНа стенке ложи в картуше Из ветхозаветного рядаСкульптура головки ангелов 2 штукиСеверно-западный столб, восточная грань Троица 17 в.На завершении ложи в самом вверху Северная стена храма (снизу вверх)1отсутствуетВ нижних рамах2отсутствует3Страшный судБольшая слева4Преображение ГосподнеБольшая справа5БогородицаНад страшным судом маленькая6ИисусНад Преображением маленькая7Сюжет не установленНад дверьми8Богородица9Сюжет многофигурный, не установленЮжная стена1Сошествие во адгоризонтальная2ПятидесятницаПод сошествием3Пантелеймон4Свт. Антипа5Прп. Феодосий Тотемскийбольшая6Святительмаленькая7ИисусНад дверьми три в ряд8Сюжет не установлен9Сюжет не установленВетхозаветный нижний ряд главного иконостаса (слева направо)1Лот кланяетсяСеверная грань2отсутствуетВосточная грань в резных рамах3отсутствует4Христос с крестом5Моисей и змей6Страшный суд7Тавит и ангел (на дьяконских вратах)8Ной9Аарон первоосвященныйЮжная граньИтого в храме насчитывается 158 икон (находятся в рамах и картушах),                               21 скульптура, 6 вазонов.*сведения могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования, историко-архитектурных и архивных изысканий при разработке проекта реставрации и приспособления объекта к современному использованию и прочих материалов, служащих основанием для уточнения таких сведений.
Приказ Министерства культуры Российской Федерации «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Собор Успения», 1563 г. (Вологодская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (№ 127-р от 2015-05-19)
Постановление Совета Министров РСФСР "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (№ 1327 от 1960-08-30)
Номер в реестре: 351410072660006
Учетный номер: 35-13435
Время создания: 1563 г.

Возврат к списку