Церковь Ильинская

Градостроительное значение:- перспектива и визуальные точки обозрения церкви с дороги, ведущей из                            г. Кадникова в д. Большое село;- силуэт церкви в развёртке д. Погост Ильинский;- храм как высотная доминанта в комплексе погоста и в структуре окружающего ландшафта.Объёмно-пространственная и конструктивная схема:- сильно вытянутое в плане с востока на запад двухэтажное здание, симметричное по продольно-осевой композиции, первый этаж состоящий из:                     квадратной в плане трапезной, с примыкающим с востока равным по ширине прямоугольным объёмом храма и меньшей по ширине пятигранной апсиде, с запада последовательно расположенными прямоугольной в плане и меньшей по ширине паперти, квадратных в плане перехода и первого яруса колокольни;                             второй этаж, состоящий из: двусветного четверика храма, расположенного над трапезной первого этажа и увенчанного пятиглавием, примыкающей к нему с востока и равной по ширине трёхчастной, скруглённых очертаний, апсиды, с запада последовательно расположенных прямоугольной в плане и меньшей по ширине паперти, квадратного в плане перехода и колокольни;- колокольня высокая, трёхъярусная, в основании - два массивных четверика, несущих крупный восьмигранный в плане ярус звона;- исторические конструкции (тип, конструкции и материал):•фундамент*;•наружные и внутренние капитальные стены – кирпичные;•кирпичные контрфорсы, расположенные на углах первого яруса колокольни и покрытые кровельным железом;•кирпичные столбы, расположенные в центре помещения трапезной первого этажа и четверика храма второго этажа (по два в каждом помещении);•металлические связи;•перекрытия в исторических отметках: первый этаж четверика - система из двух полусомкнутых сводов с распалубками от столбов и от проёмов, на втором этаже неф, перекрытые лотковыми сводами, ориентированными по продольной оси здания. Перекрытие среднего нефа, «разорванное» над столбами световым отверстием центрального барабана пятиглавия, покоящегося на парусах. Помещение храма первого этажа, перекрытое коробовым сводом. Апсида нижней церкви, перекрытая полусомкнутым сводом с распалубками. Апсида верхней церкви, перекрытая лотковым сводом с распалубками. Объединенные тройными арочными проходами помещения на первом и втором этажах. Паперть и переход, объединяющий её с колокольней, на первом этаже, перекрытые коробовыми сводами, на втором – плоскими потолками. Первый ярус колокольни, перекрытый коробовым сводом, в остальных ярусах перекрытия – плоские по деревянным балкам;•внутристенная кирпичная лестница, ведущая на колокольню из помещения перехода второго этажа церкви;•конструктивная схема и материал стропил (дерево);•историческая конфигурация кровель: двусветный четверик храма, покрытый четырёхскатной  кровлей, паперть и переход – двускатными кровлями, с коньком, расположенным на одной высоте, четверик колокольни – четырёхскатной  кровлей, апсида первого этажа, перекрытая пятискатной кровлей, апсида второго этажа – кровлей сложной формы*;•историческое цветовое решение*, характер кровельного покрытия (кровельное железо с покраской) и отливов; подшивка карниза – деревянные доски;•пятиглавие храма (конструкция, материал и покрытие): центральный барабан – световой, большего размера, угловые – глухие, меньшего размера;                  главки луковичные, увенчанные золочёными металлическими ажурными крестами на растяжках;•малая главка на пьедестале, расположенная над апсидой верхней церкви,                 с венчающим крестом;•возможно воссоздание исторического завершения колокольни**;•конструкция полов, материал и покрытие;- размеры здания:•основные габариты плана*;•высотные отметки*;- характер и расположение входов в здание: в нижний храм – через проёмы объёма перехода, расположенные на северном и южном фасадах; на колокольню и в верхний храм – через проёмы первого яруса колокольни, расположенные на северном и южном фасадах.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- внешний облик исторического объёма здания и его частей, декоративное убранство фасадов:•цоколь здания, отмеченный профилем с поясом поребрика;•крыльца северного и южного фасадов первого яруса колокольни, состоящие из каменных блоков;•пилястры на паперти, основном объёме церкви и алтарной части: тонкие сдвоенные (на углах четверика) и одинарные (в простенках между окнами и на апсиде нижней церкви); на первом этаже пилястры, поставленные на филёнчатые постаменты, на втором, опирающиеся на висячие консоли;•междуэтажный карниз с поясом кронштейнов и с широким отливом;•венчающие карнизы упрощенного рисунка с поясом кронштейнов;•симметричные трёхосевые решения боковых фасадов основного объёма                  (в первом и во втором этаже четверика равномерно размещение по три окна,                в простенках между которыми пилястры, оборванные на уровне первого света,            а над ними - по два окна второго света);•прямоугольный киот в плоском рамочном обрамлении, расположенный на южном фасаде четверика, на центральной оси в уровне второго света;•обрамление оконных проёмов наличниками на полуколонках с навершиями четырёх типов: первого этажа – перспективные килевидные навершия, второго этажа паперти и на апсидах – завершения пинаклями и профилированными полочками с небольшими кубышками «штучного» набора, второго этажа четверика храма (первого света) – навершия представляют собой бровки изящных луковых очертаний с волютообразными завитками по сторонам, второго этажа четверика храма (второго света) – навершия, выполненные в виде вычурных фронтончиков; оконные проёмы перехода второго этажа с лучковыми перемычками, обрамленные наличниками, завершёнными пинаклями и украшенными «ушами», каплями, замковыми камнями и фигурными полотенцами под подоконниками; небольшие окна перехода, расположенные над дверными проёмами, обрамленные плоскими гладкими килевидными наличниками; оконный проём южного фасада второго яруса колокольни, обрамлённый наличником с «ушами»;•арочные порталы дверных проёмов со «штучным» набором, расположенные на северном и южном фасадах перехода;•цилиндрические барабаны пятиглавия храма, декорированные аркатурным поясом;•междуэтажные и венчающие карнизы, пояски колокольни;•лопатки углов первого яруса колокольни, пучки гладких полуколонок углов второго яруса колокольни, пилястры углов восьмигранных объёмов колокольни;•тонкие лучковые бровки со свисающими под ними гирляндами капелек на втором ярусе колокольни;•киот с фигурным навершием, расположенный на западном фасаде второго яруса колокольни;•фигурные лепные картуши, расположенные на плоскостях восьмигранного объёма колокольни;•кованые решётки ограждения на ярусе звона колокольни;- характер отделки стен и декоративных элементов – известковая обмазка, побелка;- местонахождение, форма, размер, оформление, исторический материал оконных и дверных проёмов, расстекловка рам; материал столярных заполнений – дерево;- наружные деревянные двустворчатые филёнчатые двери, расположенные на северном и южном фасадах первого яруса колокольни;- материал и рисунок исторических решёток на окнах.Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания:- историческая планировка здания в капитальных стенах;- историческое расположение и габариты дверных проёмов, исторический материал заполнений и фурнитуры;-  историческое расположение, конфигурация и материал (дерево) широкой маршевой лестницы, ведущей из нижнего яруса колокольни на второй этаж перехода, ограждения из точёных балясин с перилами;-  историческое расположение, конфигурация и материал (дерево) лестницы, ведущей на ярус звона;- арочный портал дверного проёма с «штучным» набором, расположенный в помещении первого этажа перехода;- кирпичная, оштукатуренная и покрашенная печь, расположенная в северо-западном углу помещения апсиды нижней церкви;- живопись на стенах, сводах, распалубках и откосах первого и второго этажа. Клеевая живопись, выполненная в академической манере, с использованием сложных и разнообразных гризайльных орнаментов и композиций; в апсиде – масляная живопись конца XIX века;- одноярусный иконостас нижнего храма, выполненный в духе классицизма,  выкрашенный белой масляной краской, отдельные резные детали позолочены,              его центральная часть, решенная как экседральная ниша, завершённая фронтоном на тонких колоннах; - барочный иконостас верхнего храма с насыщенным позолоченным декором. Центральная часть иконостаса, акцентированная трёхгранным выступом, завершённым скульптурным распятием в изящном обрамлении с фигурами предстоящих Марии и Иоанна Богослова по сторонам. Над царскими вратами нависающая резная сень, имитирующая драпировку. Расположенные на фасаде иконостаса витые, переплетённые цветочными гирляндами, колонки с композитными капителями, поддерживающие карнизы, членящие иконостас на два яруса. На карнизе нижнего яруса, по сторонам от центральной иконы деисусного чина и на флангах, поставленные четыре резные фигуры ангелов, изящно и просто выполненные.   На карнизе второго яруса, в пышных овальных обрамлениях, установленные иконы пророческого чина, чередующиеся с резными вазонами. В резьбе иконостаса преобладающие растительные мотивы, широко использованные орнаменты, выполненные в технике тиснения по левкасу;- иконостас придела верхней церкви;- пристенные киоты верхней церкви, в том числе расположенные у столбов;- сень конца XIX века, расположенная над престолом в помещении апсиды верхней церкви, с поддерживающими ее фигурами ангелов.*сведения могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования, историко-архитектурных и архивных изысканий, проекта реставрации и приспособления объекта к современному использованию и прочих материалов, служащих основанием для уточнения таких сведений;**при воссоздании, сведения могут быть уточнены в рамках комплексного исследования при разработке научно-проектной документации.
Постановление Совета Министров РСФСР "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (№ 1327 от 1960-08-30)
Приказ Министерства культуры Российской Федерации «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Ильинская», 1776 г. (Вологодская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (№ 48690-р от 2016-11-09)
Номер в реестре: 351610546810006
Учетный номер: 35-82836
Время создания: 1776 г.

Возврат к списку