Угловая башня

Предметом охраны объектов культурного наследия «Усадьба Кикиных, XVIII-XIX вв.: дом, XVIII в.; дом, XVIII в.; угловая башня, XIX в.; ворота, XIX в.; парк, нач. XIX в.; церковь Рождества Богородицы, 1805 г.» являются:I. Комплекс усадьбы: 1. Композиционно-пространственные характеристики:1.1. Местоположение и градостроительные характеристики усадьбы, расположенной в восточной части села. 1.2. Пространственно-планировочная структура усадебного комплекса, разделенного в планировочном отношении на две основные части: - западную, с зелеными насаждениями в её северной части и комплексом «красного двора», приближенного к юго-западной части усадьбы, сформированным двумя парными двухэтажными зданиями (флигелями), и, соединяющими их и довершающими образование двора зубчатыми стенами, над которыми возвышаются высокая угловая башня (в юго-западном углу) и ворота (в северной части);- восточную, где устроен пейзажный парк.2. Объёмно-пространственные характеристики: 2.1. Силуэт усадебного комплекса (включая габариты, высотные и силуэтные характеристики зданий) и окружающей застройки, формирующие планировочную структуру села;2.2. Объёмно-пространственные характеристики территории комплекса – система открытых, полузакрытых, закрытых пространств территории (поляны, кусты, ценные насаждения, ряды, высокие деревья).3. Композиционно-пространственная структура усадебного комплекса: 3.1. Композиционные особенности комплекса, выраженные тектоническими особенностями и зрительным восприятием: мощные объемы зданий, господствующие над окружающей застройкой, и соединяющая их стена образуют четкую симметричную композицию, а высокая угловая башня придает ансамблю вертикаль.3.1.1. Архитектурные характеристики (архитектурно-стилевые решения, основные строительные и отделочные материалы) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), входящих в состав усадебного комплекса:Дом, XVIII в. (западный флигель).Градостроительная характеристика здания, расположенного на территории усадьбы, в его юго-западной части, в северо-восточном углу «красного двора»;объемно-пространственная композиция прямоугольного в плане,  немного вытянутого в направлении север-юг, двухэтажного с подвалом сооружения, перекрытого многощипцовой кровлей над высокими щипцовыми фронтонами (щипцы на протяженных фасадах поднимаются над средними частями фасада, на торцевых – от полиц); габариты и высотные отметки по коньку крыши;местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: все оконные проемы заключены в прямоугольные кирпичные наличники; окна подвала и второго этажа с пологими лучковыми перемычками, окна первого этажа и два средних на втором – арочные; наличники окон первого этажа завершены треугольными фронтонами, в тимпанах - круглые розетки; наличники окон второго этажа опираются на подоконную тягу с консолями, увенчаны треугольными разорванными фронтонами. На торцевых фасадах наличники средних окон крупнее других. На протяженных фасадах два средних проема сближены и объединены между собой единым наличником с полукруглым разорванным фронтоном над ним, в центре поля наличника (между проемами, на уровне их завершений) помещены круглые штукатурные филенки. Щипцы прорезаны небольшими арочными окнами в наличниках, подобных большинству на втором этаже. композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: фасады симметричны и попарно одинаковы; протяженные фасады в четыре оси (средние проемы спаренные, из них южные - ложные); торцевые фасады в три оси; в центре протяженных фасадов устроены крыльца из трёх квадратных столбов, декорированных филенчатыми муфтами, с перекинутыми между ними арками, несущими балкон; на стене здания напротив крайних колонн выложены аналогичные им пилястры, к которым также перекинуты арки; стены завершены карнизами малого выноса и простого профиля; над цоколем по периметру здания тянется полоса из кирпичных перспективных ширинок; на коньках, венчая щипцы, возвышаются металлические флюгеры; трехгранные ниши на углах объема, в которых ранее размещались колонны (последние в настоящее время утрачены, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации);материал капитальных стен и фундамента: красный глиняный кирпич; перекрытия: плоские, по металлическим балкам и сводчатые; характер обработки фасадной поверхности здания: открытая кирпичная кладка; оштукатуренный кирпичный цоколь;архитектурно-художественное оформление интерьеров: каменная лестница с металлическим ограждением.Дом, XVIII в. (восточный флигель).Градостроительная характеристика здания, расположенного на территории усадьбы, в его юго-западной части, в северо-восточном углу «красного двора»;объемно-пространственная композиция прямоугольного в плане,  немного вытянутого в направлении север-юг, двухэтажного с подвалом сооружения, перекрытого многощипцовой кровлей над высокими щипцовыми фронтонами (щипцы на протяженных фасадах поднимаются над средними частями фасада, на торцевых – от полиц); габариты и высотные отметки по коньку крыши;местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: все оконные проемы заключены в прямоугольные кирпичные наличники; окна подвала и второго этажа с пологими лучковыми перемычками, первого этажа и два средних на втором – арочные; наличники окон первого этажа завершены треугольными фронтонами, в тимпанах - круглые розетки; наличники окон второго этажа опираются на подоконную тягу с консолями, увенчаны треугольными разорванными фронтонами. На торцевых фасадах наличники средних окон крупнее других. На протяженных фасадах два средних проема сближены и объединены между собой единым наличником с полукруглым разорванным фронтоном над ним, в центре поля наличника (между проемами, на уровне их завершений) помещены круглые штукатурные филенки. Щипцы прорезаны небольшими арочными окнами в наличниках, подобных большинству на втором этаже. композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: фасады симметричны и попарно одинаковы; протяженные фасады в четыре оси (средние проемы спаренные, из них южные - ложные); торцевые фасады в три оси; в центре протяженных фасадов устроены крыльца из трёх квадратных столбов, декорированных филенчатыми муфтами, с перекинутыми между ними арками, несущими балкон; на стене здания напротив крайних колонн выложены аналогичные им пилястры, к которым также перекинуты арки; стены завершены карнизами малого выноса и простого профиля; над цоколем по периметру здания тянется полоса из кирпичных перспективных ширинок; на коньках, венчая щипцы, возвышаются металлические флюгеры; трехгранные ниши на углах объема, в которых ранее размещались колонны (последние в настоящее время утрачены, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации);материал капитальных стен и фундамента: красный глиняный кирпич; перекрытия: плоские, по металлическим балкам и сводчатые; характер обработки фасадной поверхности здания: открытая кирпичная кладка; оштукатуренный кирпичный цоколь;архитектурно-художественное оформление интерьеров: каменная лестница с металлическим ограждением.Угловая башня, XIX в. Градостроительная характеристика здания, расположенного в юго-западной части усадьбы, в юго-западном углу «красного двора»;объемно-пространственная композиция 6-гранного в плане, высокого сооружения; его объем слегка сужается кверху, венчается расширяющимся и нависающим завершением – крупной «чашей»: её дно представляет площадку, выложенную из кирпича (дно в настоящее время утрачено, целесообразно восстановить в процессе проведения научно-исследовательских работ в рамках сохранения объекта культурного наследия), ограниченную зубчатым парапетом; местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: два прямоугольных входа на нижний и 2-ой ярусы, прорезанные со стороны двора; оконные проемы, расположенные в три яруса: в нижнем ярусе окна располагаются только на двух гранях, в среднем и верхнем ярусах – на каждой грани; окна среднего яруса круглые, от них вверх поднимаются узкие ниши с полукруглым завершением, в среднем ярусе окна высокие и узкие с полукруглым завершением; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, выполненных в эклектических формах средневековой крепостной архитектуры, включая: ложные машикули, поддерживающие «чашу»; пояски в виде горизонтального выпуска с небольшим выносом (сверху и снизу), обрамляющие ряд с ложными машикулями; такой же поясок, протянутый на уровне нижнего яруса; вертикальные неглубокие ниши, поднимающиеся от нижнего пояска, как декорирующие поверхность граней; материал капитальных стен: красный глиняный кирпич; перекрытия: плоские (утрачены, целесообразно восстановить в процессе проведения научно-исследовательских работ в рамках сохранения объекта культурного наследия); характер обработки фасадной поверхности здания: открытая кирпичная кладка; оштукатуренный кирпичный цоколь. Ворота, XIX в.Градостроительная характеристика сооружения (ворот), вмонтированного в толщу стены, соединяющей два парных флигеля (западный и восточный) «красного двора», и, являющегося северным въездом/входом в него;местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: входы на видовую площадку, устроенные в устоях под аркой; по три высоких узких с полукруглым завершением оконных проема, расположенных в ограждающей стенке над аркой; небольшие прямоугольные окна, выложенные одно над другим в устоях южного фасада; объемно-пространственная композиция симметричного, прямоугольного в плане объема, возвышающегося над стеной; въезд трактован, подчеркнуто парадно, в виде двойной высокой арки между двумя опорами-устоями (со стороны двора устои шире); над аркой расположена видовая площадка, ограниченная по периметру стенками (в верхней части расширяющимися);композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, выполненных в эклектических формах средневековой крепостной архитектуры, включая зубцы, завершающие прясла стенки над аркой; круглые колонны с поясками на уровне энтазиса и под капителями, поставленные на северном фасаде в трехгранные ниши по сторонам проема;материал капитальных стен: красный глиняный кирпич; местоположение лестниц: внутристенные кирпичные лестницы с забежными ступенями, устроенные в устоях справа и слева от арки, поднимающие на видовую площадку над аркой; характер обработки фасадной поверхности здания: открытая кирпичная кладка.Парк: 1.Композиционно-пространственные характеристики:1.1. Местоположение и градостроительная роль исторического усадебного парка, занимающего компактную, близкую к прямоугольной территорию, с севера ограниченного рекой, с запада длинной прямой аллеей, отделяющей его от участков главного дома, с других сторон ограниченного рвами с обваловками.1.2. Историческая архитектурно-пространственная и ландшафтная структура, сформированная в кон. XVIII - сер. XIX – нач. XX веков:а) соотношение открытых, закрытых и полузакрытых типов пространства;б) визуальные характеристики (основные видовые раскрытия, открывающиеся не с видовых точек, а в процессе движения):-  виды, открывающиеся с главной (длинной) липовой аллеи;-  виды, открывающиеся на пруды с второстепенных парковых дорог.1.3. Планировка: радиально-кольцевая, при этом западная часть парка планировочно связана с западной частью усадьбы, и насыщена малыми архитектурными формами: беседка, скульптуры, грот, лестницы - спуски к западному прудику, остальная часть парка разбита на различные по величине и форме участки с локальными элементами пейзажной организации – произвольно очерченных полян-площадок; в местах пересечения дорожек с прудами было перекинуто не менее шести каменных арочных мостиков (мостики, малые архитектурные формы и скульптуры утрачены, целесообразно восстановить в процессе проведения научно-исследовательских работ в рамках сохранения объекта культурного наследия).1.4. Композиционно-планировочные оси, функционально объединяющие связью парковые зоны: - длинная липовая аллея, берущая начало от ворот с проездной аркой;- сеть извилистых дорожек: одни расходятся из центра острова, другие опоясывают его.1.5. Планировочные элементы (водные устройства парка):- система прудов, тянущихся у подножия склонов и вдоль реки и охватывающих кольцом остров в средней части парка; это кольцо двумя каналами соединено с поймой реки;1.6.Исторические древесно-кустарниковые насаждения:- деревья лиственных и хвойных пород (липы, клёны, дубы, лиственницы, серебристый  тополь, ясень, сосна)- кустарники (сирень, акация, боярышник)3. Элементы композиционно ценного рельефа:3.1. Элементы природного рельефа:3.1.1. Рельеф на территории пониженный и ровный в средней части, к которой опускаются активные, но невысокие склоны.4. Здания и сооружения, участвующие в формировании композиционно-пространственной структуры парка.4.1. Малые архитектурные формы;- Входная арка в парк, поставленная в южной части главной (липовой) аллеи. Входная арка в парк:Градостроительная характеристика сооружения, поставленного на краю парка в его юго-западной части, оформляющего вход в липовую аллею парка;объемно-пространственная композиция симметричного, прямоугольного в плане объема, вход трактован подчеркнуто парадно, в виде высокой триумфальной арки; над аркой расположена видовая площадка, ограниченная по периметру стенками;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, выполненных в духе садово-парковой архитектуры в стиле классицизма, где фланги основных фасадов декорированы вертикальными трехчастными выступами, подобными пилястрам; нижние части оформлены нишами, средние, более узкие, поднимающиеся до уровня импостов, и верхние части декорированы вертикальными желобками, как в триглифах; арочный проем, по всей его длине, обработан выступающими из кладки камнями-«муфтами»;материал капитальных стен: красный глиняный кирпич; характер обработки фасадной поверхности здания: открытая кирпичная кладка.Церковь Рождества Богородицы, 1805 г.Градостроительная характеристика сооружения, расположенного в центре села, к западу от усадьбы;Объемно-пространственная композиция, сложенная из невысокого квадратного в плане объема четверика храма, продолженного крупной световой ротондой, увенчанной стройным барабаном с главкой, и полукруглой апсиды, пристроенной с востока;Местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: прямоугольные и арочные дверные проемы; большие арочные оконные проемы с импостами (с западной и восточной сторон ложные), заглубленные в мелкие прямоугольные ниши, и прорезающие верхний ярус ротонды, между нимим вертикальные прямоугольные ниши меньшего размера; прямоугольные окна четверика храма и апсиды, помещенные в неглубокие ниши; апсида прорезана пятью окнами, из которых второе и четвертое ложные, над окнами помещены лежачие ниши; окна четверика храма украшены сандриками в виде треугольных профилированных фронтонов (фронтоны наложены на легкие выступы) над лежачими филенками и декоративными кронштейнами;Композиция и архитектурно-художественное оформление фасада, характерного для начала XVIII в., где важным архитектурным элементом являются глухие четырехколонные антовые портики дорического ордера, декорирующие боковые (северный и южный) фасады четверика; по сторонам дверных проемов расположены полуколонны, а на  флангах – четвертные колонны с поясками под капителями и абаками; профилированный карниз (с полуваликом) и фриз, завершающие стены апсиды и четверика; мелкопрофилированный карниз, расчленяющий ротонду немного ниже середины объема; в нижнем ярусе участки ротонды с северной и южной сторон раскрепованы; на этих участках выложены ложные трехчастные полукруглые окна (в настоящее время заложены, целесообразно восстановить в процессе проведения научно-исследовательских работ в рамках сохранения объекта культурного наследия); профилированный карниз, завершающий стены ротонды и венчающего барабана; четыре вертикальных прямоугольных ниши, декорирующие прясла барабана;конструкции капитальных кирпичных фундаментов, кирпичных стен, перекрытий (в храме – полусферический свод, в апсиде – конха);материал и техника кладки капитальных стен из красного кирпича старого образца; архитектурные детали: сандрики, абаки – из белого камня;характер обработки фасадной поверхности здания, оштукатуренные поверхности наружных стен, включая цоколь.художественный металл: кованые оконные решетки, с геометризированным узором орнамента в виде мелких диагональных ячеек волнообразного характера с перехватами в местах пересечения прутьев прямоугольного профиля;элементы отделки интерьера: четыре полукруглых экседры по углам четверика, осуществляющих переход от четверика к ротонде.Предмет охраны может быть дополнен в процессе проведения научно-исследовательских работ в рамках сохранения объекта культурного наследия.
Постановление Совета Министров РСФСР «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г « 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» (№ 624 от 1974-12-04)
Постановление Совета Министров РСФСР «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г « 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» (№ 624 от 1974-12-04)
Номер в реестре: 621610485530046
Учетный номер: 62-79024
Время создания: XIX в.

Возврат к списку