Храм Рождеста Христова

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Храм Рождества Христова», 1849-1860 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь», сер. ХIХ – нач. ХХ вв., расположенного по адресу: Липецкая область, Лебедянский район, с. Сезёново, ул. Набережная, подлежащим обязательной государственной охране являются:1. Объемно-пространственное композиционное построение здания, сложившаяся к концу ХIХ века.Объемно-пространственное построение здания представляет собой целостную, симметричную относительно оси запад-восток композицию, сформированную последовательно расположенными объемами придела, храмовой части и трех апсид. Объем четверика храмовой части преобладает по высоте над объемами апсиды и притвора.2. Пространственно-планировочная структура здания, сформированная конструкциями исторического каркаса, сложившаяся к концу ХIХ века.Одноглавый храм представляет собой квадратный в плане двухсветный объем храмовой части, к которому с запада примыкает прямоугольный объем притвора, а с востока примыкают три апсиды полуциркульной формы. Четыре внутренние столба и периметр стен храмовой части служат опорами циркульных арок, деля пространство на девять объемов. Перекрыт крестообразно расположенными бочарными сводами, над которыми выполнены двухскатные крыши. Центральная часть и угловые объемы перекрыты парусными сводами. В храмовой части по всему периметру квадрата устроены хоры. Объем притвора перекрыт двухскатной крышей. Объемы апсид перекрыты скатными крышами.  3.Материал, техника исполнения конструкций стен, сводов, крыш, тип отделки и колористическое решение фасадов, материал и техника исполнения декоративных элементов, оконные заполнения:Фундаменты ленточные бутовые.Цоколь, несущие фасадные и внутренние стены, столбы выполнены из красного полнотелого керамического кирпича. Кладка наружных стен верстовая на известковом растворе.Тип отделки фасадов: оштукатурены и окрашены.Сводчатые кирпичные перекрытия:- бочарный свод (храмовая часть);- парусный свод (храмовая часть);- конха (апсиды).Подпружные арки выполнены из полнотелого керамического кирпича.Крыши над храмовой частью, притвором и апсидой – скатные.Техника исполнения, тип декоративных элементов: выполнены в технике рельефной кирпичной кладки и тянутой рельефной штукатурки.Белокаменные плиты капителей пилястр (абаки).Белокаменные вставки с закладными деталями дверных проемов храмовой части.Техника исполнения росписей интерьерных: фреска.4. Храмовая часть памятника, включая архитектурный объем и фасадные плоскости, в том числе композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов (силуэт, высотные, планировочные отметки, декоративные элементы, местоположение, ритм, габариты, форма, оформление оконных и дверных проемов).Фасады храмовой части симметричные в пять световых осей, выделены центральными ризалитами в три световые оси. Ризалиты завершены фронтонами треугольной формы. В уровне первого света выполнены прямоугольные оконные проемы с полуциркульным завершением, оконные проемы второго света полуциркульные. Декоративное оформление фасадов едино и выражено оформлением проемов и ниш тянутыми рельефными наличниками и подоконными полочками, в вертикальном членении в мерном ритме пилястрами, на которые опирается высокий антаблемент. Пилястры прорезаны по всей высоте прямоугольной нишей. Северный и южный фасады храмовой части в уровне первого света по центральной оси поставлены дверными прямоугольными проемами с полуциркульным завершением. Боковые оси западного фасада храмовой части поставлены в уровне первого и второго света нишами, повторяющими форму и декоративное оформление проемов.5. Апсида, включая архитектурный объем и фасадные плоскости, в том числе композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов (силуэт, высотные, планировочные отметки, декоративные элементы, местоположение, ритм, габариты, форма, оформление оконных и дверных проемов).Апсида состоит из трех равных по высоте объемов. Центральный объем симметричный в три световые оси, боковые объемы – в две, поставлены оконными проемами и нишами. Декоративное оформление проемов и ниш выполнено тянутыми рельефными наличниками и подоконными полочками. В уровне подоконной полочки и над оконными проемами выполнены пояски. Завершен объем карнизом. 6. Притвор, включая архитектурный объем и фасадные плоскости, в том числе композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов (силуэт, высотные, планировочные отметки, декоративные элементы, местоположение, ритм, габариты, форма, оформление оконных и дверных проемов).Западный фасад притвора симметричный в три световые оси. Декоративное оформление представлено вертикальным членением в мерном ритме пилястрами, на которые опирается высокий антаблемент, увенчанный фронтоном треугольной формы. Пилястры прорезаны по всей высоте прямоугольной нишей. Центральная ось поставлена прямоугольным дверным проемом с полуциркульным завершением, боковые оси – нишами. Фронтон прорезан полуциркульным оконным проемом. Северный и южный фасады притвора в одну световую ось, поставлены нишами. Оформление проемов и ниш выполнено тянутыми рельефными наличниками и подоконными полочками.7. Архитектурно-художественные и декоративные элементы фасадов.1. ризалиты храмовой части;2. пилястры;3. фронтоны треугольной формы;4. декоративное оформление проемов: наличники и подоконные полочки;5. пояски;6. антаблемент.7. завершающий карниз апсиды;8. ниши.8.Архитектурно-художественные и декоративные элементы интерьера.1. наличники;2. росписи;3. импосты и тяги;4. ниши.
Приказ управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области "О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, об утверждении границ и режима использования его территории" (№ 400 от 2022-12-28)
Номер в реестре: 482311376440025
Учетный номер: 48-186999
Время создания: 1849-1860 гг.

Возврат к списку