Церковь Троицы

Предметом охраны является:1.Связь с ландшафтом и архитектурно-художественным ансамблем окружающих построек:1) является доминантой архитектурно-художественного ансамбля монастыря, расположен в западной его части.2.Стилистические особенности объекта:1)незаурядный памятник костромского зодчества XVII в., близкий ярославской художественной школе;2)трапезная с приделом - поздний классицизм (автор П.И.Фурсов);3)форма кровли северного крыльца - барокко.3.Объемно-пространственная и архитектурно-художественная  композиция объекта:1)четверик храма, увенчанный пятью чешуйчатыми луковичными главами на цилиндрических барабанах (центральный -световой), с тремя пониженными полукруглыми апсидами;2)протяженность основных объемов (колокольня, трапезная, четверик) скомпонована по оси запад-восток;3)трехпрясловая композиция фасадов четверика;4)придел с двухчастной округлой апсидой, примыкающий с юга к четверику, расположенный в одной линии с апсидами храма;5)квадратное в плане северное крыльцо с высокой фигурной кровлей и луковичной главкой;6)прямоугольная в плане поперечно вытянутая трапезная, примыкающая на всю ширину храма и южного придела;7)объем колокольни, поставленной со смещением относительно продольной оси храма к югу, вплотную к западному фасаду трапезной, под углом относительно ее плоскости;8)квадратный в плане столп колокольни несет восьмигранный ярус звона с шатром; к южному фасаду колокольни на высоту трапезной примыкает палатка, продолжающая объем трапезной;9)четырехколонный портик с треугольным фронтоном и маленькой луковичной главкой, акцентирующий фасад южного придела.4.Внутренняя планировка:1)светлое пространство бесстолпного четверика с помощью трех арочных проемов связано с пространством апсид, через арочный проем четверик объединен с двустолпной трапезной;2)южный придел сообщается как с храмом, так и с трапезной.5.Декоративные детали убранства фасадов здания:1)декоративная композиция четверика храма:1.1)огибающие лопатки, закрепляющие углы четверика;1.2)гладкие плоские лопатки (южный, северный и западный фасады - висячие), членящие фасады четверика на прясла;1.3)гладкие лопатки, отделяющие полукружия апсид четверика;1.4)венчающий фриз с шестью килевидными перспективными кокошниками на каждом фасаде, отделенный от стен четверика раскрепованным профилированным карнизом с лентами прямоугольных впадинок и поребрика;1.5)арочный киот в среднем прясле каждого фасада над карнизом, в котором ранее находилась живописная композиция;1.6)наличники с колонками с перехватами, профилированными под- и надоконными полочками и килевидными очельями двух узких арочных окон, вписанных в прямоугольные ниши, на южном и северном фасадах четверика и аналогичных окон в апсидах четверика;1.7)перспективные килевидные кокошники над двумя прямоугольными неглубокими нишами западного фасада четверика;1.8)килевидные перспективные кокошники, ограниченные валикообразными тягами, опоясывающие барабаны храма в нижней части;1.9)аркатурно-колончатый пояс барабанов;1.10)венчающий карниз, состоящий из ленты сухариков и поребрика угловых барабанов;1.11)венчающий профилированный карниз центрального барабана с сухариками и лентой прямоугольных впадинок;1.12)лента поребрика, ограниченного валикообразными тягами, в основании объемов четверика, апсид и крыльца;2)декоративная композиция северного крыльца:2.1)четыре квадратных в сечении пилона, обработанных перспективными ширинками и несущие арки с профилированными архивольтами с поребриком, составляющие декоративное убранство северного крыльца;2.2)пояс квадратных перспективных ширинок под арочными проемами западного и восточного фасадов крыльца;2.3)треугольный фронтон с профилированным карнизом, идущим по верхней линии внутреннего поля фронтона, над северным фасадом крыльца;2.4)широкий карниз с сухариками и валиками на небольших кронштейнах в основании шейки луковичной главки, венчающей объем крыльца;2.5)перспективный колончатый портал северного фасада четверика;2.6)пояс поребрика, ограниченный валикообразными тягами, в основании и завершении объема крыльца;3)декоративная композиция южного фасада южного придела:3.1)четырехколонный портик тосканского ордера, несущий неполный антаблемент, состоящий из гладкого фриза и профилированного карниза с мутулами, и треугольный фронтон с аналогичным карнизом;3.2)прямоугольные ниши и подоконные полочки, переходящие в подоконные тяги, окон трапезной и южного придела;4)декоративная композиция фасадов трапезной:4.1)сандрики-полочки на плоских кронштейнах над частью окон фасадов трапезной;4.2)прямоугольные ниши под окнами трапезной;4.3)венчающий карниз, состоящий из валиков и полочки, завершающий фасады трапезной и придела с некоторым отступом от кровли;4.4)гладкие пилястры, фланкирующие части апсиды южного придела;5)декоративная композиция фасадов колокольни:5.1)огибающие лопатки, акцентирующие углы четверика колокольни;5.2)карнизы с раскрепованным на углах поребриком, делящие объем четверика колокольни на четыре равных яруса;5.3)прямоугольные наличники с килевидными очельями, обрамляющие небольшие окна колокольни;5.4)квадратные ширинки в основании яруса звона с арочными проемами;5.5)два ряда арочных слухов с треугольными навершиями шатра колокольни, акцентированного гуртами;6)декоративная композиция фасадов палатки, примыкающей к южному фасаду колокольни:6.1)сандрики-полочки над небольшими арочными окнами второго света, обрамленными арочными наличниками;6.2)сандрики-полочки на кронштейнах над прямоугольными окнами нижнего яруса.6. Особенности образно-художественного и декоративного решения интерьеров:1)     настенная роспись четверика и иконостас, восстановленные во время реставрационных работ конца XX в.7.Конструктивные особенности здания:1)четырехлотковый  свод  с  круглым  отверстием светового барабана;2)коробовые своды, переходящие в конхи, помещений апсид;3)сводчатые перекрытия и распалубки в помещении трапезной;4)плоские перекрытия южного придела;5)коробовый свод с распалубками, перекрывающий северное крыльцо;6)два опорных столпа в помещении трапезной;7)двускатное перекрытие трапезной с выносными чердачными окнами;8)купольное перекрытие с небольшой луковичной главкой со стороны портика южного придела;9)высокое фигурное перекрытие барочной формы с небольшой луковичной главкой над северным крыльцом;10)щелевидные арочные окна центрального светового барабана;11)с западной стороны колокольни - вход в камеру, где размещались часовые гири;12)вход в храм с прямоугольным дверным проемом в среднем интерколумнии портика южного придела;13)прямоугольные оконные проемы на фасадах храма и трапезной;14)вертикальные арочные окна четверика храма.8.Материалы строительства и штукатурной отделки фасадов:1) глиняный кирпич, штукатурка, побелка, деревянные конструкции крыш, кровельное железо, индивидуальное деревянное филенчатое заполнение входных проемов, индивидуальное столярное заполнение оконных проемов с первоначальной расстекловкой.9.Предмет охраны может быть дополнен при проведении научно-реставрационных работ.
Постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» (№ 1327 от 1960-08-30)
Постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» (№ 1327 от 1960-08-30)
Приказ (№ 73364-р от 2017-01-24)
Номер в реестре: 441610651560016
Учетный номер: 44-103388
Время создания: 1722 г.

Возврат к списку